Брезентовая ткань – грубое и волокнистое полотно, которое традиционно используется в армии, для производства защитной одежды. Может ли она применяться в искусстве? Оказывается, не только может, но и с успехом используется уже несколько столетий.
В средние века именно парусина часто становилась основой холстов, на которых творили знаменитые художники прошлого. Ткань заменила деревянные панели, применявшиеся до начала пятнадцатого века. Одной из ранних работ, сохранившихся до наших дней, является произведение «Французская Мадонна с ангелами», датированное 1410 годом. В настоящее время полотно, написанное маслом на брезенте, хранится в одном из музеев Берлина.
В еще большей степени холст из парусины распространился в шестнадцатом и семнадцатом веках. Его активно использовали художники Северной Европы. Одним из первых творцов стал итальянский художник Мантенья, который ввел моду на парусину среди венецианских мастеров. Идея была горячо поддержана по нескольким причинам. Во-первых, в Венеции в шестнадцатом веке парусина была доступной, а во-вторых, венецианские полотна были лучшими по качеству в мире, поэтому могли использоваться для творческих шедевров.
Прежде чем приступать к работе, художник натягивал парусину на деревянную раму. Однако такой холст использоваться не мог. Дело в том, что масляные краски содержали агрессивные красители, которые просто растворяли волокна брезента. Поэтому предварительно ткань обрабатывалась защитным составом.
В качестве защиты основы холста от масляной краски применялся меловый гипс. Его замешивали и тонким слоем распределяли по парусине. Выбирали гипс на основе карбоната свинца, так как состав на основе карбоната кальция был хрупким и быстро растрескивался. После застывания основы художник мог приступать к работе.
В настоящее время художники также нередко используют брезентовое полотно в качестве холста. Появились специальные составы, позволяющие защитить брезент от контакта с масляными красками. Это составы на латексной основе, с термопластичной эмульсией. В начале двадцатого века с появлением безопасных акриловых красок, не разрушающих натуральные брезентовые волокна, популярность живописи на парусине возросла.