Сегодня невозможно найти человека, который не был бы знаком с полиэтиленовой пленкой. На рынке существуют десятки ее разновидностей, а сфера ее применения необычайно широка. Но мало кому известно, что этот материал был изобретен случайно, как наверное, и все гениальное. Полиэтилен был получен в конце девятнадцатого века побочным продуктом в поиске совершенно другого решения химиком и инженером Жаком Бранденбергером.
Господин Бранденбергер, живший во Франции, был ученым, окончившим Бернский университет. В череде его научных достижений особенно громких не было, так как его интересовали вполне практичные, если не сказать, бытовые вопросы. Так однажды, во время обеда в ресторане, он очень огорчился, когда официант случайно перевернул бокал вина на белоснежную скатерть. Желание сохранить скатерть чистой и защитить от подобных инцидентов побудило Жака Бранденбергера к поиску материала с водоотталкивающими свойствами.
Для эксперимента была использована вискоза – синтетический материл, придуманный ранее британскими химиками Кроссом, Беваном и Бидлем. Бранденбергер решил, что если обычную ткань обработать расплавом вискозы, можно сделать ее непроницаемой для жидкостей. Но идея не сработала. Любой материал, на который наносилась вискоза, грубел и сгибался плохо. Через некоторое время ткань и вовсе начинала расслаиваться. Но изучив отслоенную тонкую и прозрачную пленку, ученый понял, что нашел нечто особенное.
В его руках оказался материал, который был прозрачным, как стекло, гибким и очень прочным. Воду он действительно не пропускал, но для пара был проницаемым. Чтобы изменить характеристики пленки, ученый потратил многие годы трудов и изысканий. В 1912 году Бранденбергер основал компанию La Cellophane, чтобы начать производство нового материала в промышленных условиях. Однако время его еще не пришло: стоил целлофан дорого, сфера его использования была ограничена лишь упаковкой дорогих вещей и подарков.
Десять долгих лет изобретатель не мог популяризовать свой продукт. И в 1923 году был вынужден продать свое изобретение американской компании DuPont. С этого момента история полиэтилена изменилась кардинально. Сотрудник компании Хейл Черч смог устранить главный недостаток целлофана – воздухопроницаемость, и уже в 1930-х годах он стал активно продаваться в Америке. Следующее десятилетие сделало его лидером продаж в Европе.